В банках возникла потребность в ИИ-помощниках

За последний год число тендеров, связанных с разработкой интеллектуальных ассистентов, выросло почти в семь раз. Лидирующую позицию по заказу подобных решений занимает банковский сектор, на долю которого приходится 27,8% от общего объема торгов.

Эксперты подчеркивают, что интерес к ИИ-ассистентам неуклонно растет в последние годы, поскольку они позволяют решать широкий спектр бизнес-задач, пишет ComNews 

Исследование, проведенное аналитиками электронной площадки “ТендерПро”, показало, что помимо банков, значительный спрос на ИИ-ассистентов (цифровых помощников, основанных на искусственном интеллекте и машинном обучении) проявляют розничные сети (18,2% от общего числа тендеров), предприятия общественного питания (12,5%), компании, работающие на рынке недвижимости (12,5%), и телекоммуникационные операторы (8,3%). В среднем, в каждом тендере на создание ИИ-решений участвуют три компании, а средняя стоимость разработки ИИ-ассистента составляет около миллиона рублей.

Наибольшую активность в организации торгов проявляют компании из следующих регионов:

  • Москва и Московская область (39,6% случаев),
  • Новгородская область (12,7% случаев),
  •  Санкт-Петербург (5,7% случаев).

Роман Еникеев, технический директор WMT Group (ООО “Изи Прожектс”), подтверждает семикратный рост спроса на разработку ИИ-ассистентов за последний год, что полностью соответствует данным, полученным “ТендерПро”.

Он выделяет основные факторы, стимулирующие развитие рынка:

Потребности отраслей с высокой конкуренцией:

  • Банки внедряют чат-ботов для обработки запросов клиентов и оценки кредитных рисков.
  • Ритейл использует ИИ для персонализации рекламных кампаний и прогнозирования покупательского спроса.
  •  Гостинично-ресторанный бизнес автоматизирует процессы обработки заказов, управления персоналом и оптимизации логистических цепочек.

Стремление к повышению эффективности:

  • Компании нуждаются в ассистентах для автоматизации рутинных задач (например, анализ тендерной документации для выявления трендов и повышения эффективности закупочной деятельности).
  • Внедрение больших языковых моделей (LLM) для анализа документов позволило сократить время подготовки тендерных заявок на 30-40%. Эта тенденция свидетельствует о переходе бизнеса от экспериментов к практическому применению ИИ, где ключевыми критериями становятся скорость интеграции и рентабельность инвестиций (ROI).

Вера Краевская, генеральный директор ООО “Вижнсервис”, подтверждает увеличение спроса на ИИ-ассистентов, считая это вполне закономерным. “За прошедший год рынок освоил работу с искусственным интеллектом. Появились готовые решения, пригодные для немедленного внедрения. Особенно важно, что технологии стали более безопасными для бизнеса: все чаще ИИ функционирует внутри корпоративного периметра, что снижает риск утечки конфиденциальной информации”, – подчеркивает она.

Александр Лебедев, старший разработчик систем искусственного интеллекта ООО “Инностейдж” (Innostage), отмечает, что интерес к ИИ-ассистентам растет на протяжении последних нескольких лет, так как они позволяют решать многие актуальные проблемы бизнеса: “В первую очередь, это автоматизация трудовых процессов. Вместо большого штата сотрудников колл-центров можно использовать ассистента, который будет обрабатывать типовые запросы и разгружать первую линию поддержки. Вместо специалистов технической поддержки и объемной документации в крупных технологических компаниях – ассистент, помогающий сотрудникам без привлечения человеческих ресурсов. Автоматизация документооборота, бухгалтерии, маркетинга, внутренних и внешних коммуникаций – ИИ помогает бизнесу во всех этих областях. Кроме того, за последний год большие языковые модели, лежащие в основе ИИ-ассистентов, стали более доступными, функциональными и интеллектуальными благодаря развитию технологий, значительным инвестициям и усилению конкуренции”.